Внутренняя Магия (Intrinsic Magic)
Это магия, которая берет свое начало из Вселенной Плоского Мира, и имеет определенное сходство с некоторыми проблемами квантовой Физики (физики, которые всерьез верят в существование дополнительных измерений, неразрывно переплетенных друг с другом и невидимых по причине своих невероятно маленьких размеров, почувствовали бы себя как дома в стенах Незримого Университета). Это Внутренняя Магия Плоского Мира, которая, например, отвечает за замедление скорости света, но в то же время делает возможным увидеть и его приближение. Пожалуй, можно сказать, что Внутренняя Магия по своей сущности является чем-то сродни Божеству.
Остаточная Магия (Residual Magic)
Мощная сила, которая нуждается в более подробной характеристике.
Магия, используемая волшебниками и ведьмами, извлекается из Внутренней Магии, сосредоточенной в Пространстве. Она может храниться в таких "накопителях магии" как посохи, ковры, сборники заклинаний, метлы, которые обычно рассматриваются в качестве медленно восстанавливающегося ресурса, похожего на геотермальную энергию. Эта магия действует по законам сохранения энергии. Волшебник, к примеру, может очень легко вызывать огненные шары и разноцветные огоньки, потому что это, как правило, не требует больших затрат энергии. Таким же образом человек с легкостью может быть превращен в лягушку, путем перепрограммирования мозга и морфогенетического поля. Результат, конечно, временный, но все-таки, согласитесь, обескураживающий.
Но вот взмывать вертикально в воздух волшебники могут лишь сосредотачивая на определенной высоте довольно-таки тяжелые предметы, которые путем своего снижения приводят в действие механизм поднятия в воздух этого самого волшебника. Однако данного вида магии будет недостаточно в том случае, если вы хотите, чтобы, например, пирог со свининой перешел в постоянное и законченное существование. Это действо потребует гораздо больше затрат новой энергии из запасов вселенной - фактически столько же энергии, сколько было бы необходимо для создания одной сотой поросенка, одной десятитысячной пекаря, одной стотысячной ножа мясника, несколько фунтов муки, соли и перца по вкусу, и несколько часов процедуры готовки.
Всего этого, конечно, с легкостью можно было бы достичь с помощью чудесника, который способен извлекать сырую, наполненную мощной энергией магию. Чудесник фактически гораздо больше соответствует традиционным представлениям о волшебниках - он способен творить и уничтожать одной только силой мысли.
К счастью, чудесники в наши дни практически не встречаются на просторах Плоского Мира, однако раньше они были довольно распространенным явлением. Но власть, как известно, портит человека, и чудесники, которые уживались между собой примерно так же, как коты в тонущем мешке, стали вести обширные магические войны, в результате чего целые районы (к примеру, леса Сканда и Вирмберг) оказались настолько переполненными магическими заклинаниями, что достаточно вялые плоскомирские законы причины и следствия не действуют там и по сию пору. Многие странные виды плоскомирской природы и наиболее могущественные магические предметы берут свое начала еще с тех времен.
И до тех пор, пока остаточная магия может быть обнаружена и использована, как, например, в других мирах залежи угля и нефти, которые тоже в некоторой степени сохраняют энергию прошлого, результаты такого использования, определенно, непредсказуемы, т.е. предсказуемо смертельны.
Магия Веры (Induce Magic)
Часто не принимаемый во внимание, но невероятно сильный вид магии, доступный даже не практикующим магию лицам. Магия Веры - это магический потенциал, заключенный в каком-либо предмете или даже живом существе, в процессе его использования или сформировавшихся поверий.
Возьмем, например, царственность. Абсолютно обычной девчонке, на которой-то и взгляд задерживать не хочется, надо всего лишь выйти замуж за принца, чтобы стать Ее Королевским Высочеством и эталоном моды.
Та же ситуация и со Шляпой Аркканцлера, которая стала достаточно магической сама по себе только потому, что являлась головным убором целых поколений аркканцлеров и находилась на расстоянии всего лишь каких-то нескольких сантиметров от мозгов, нашпигованных магическими формулами и заклинаниями.
Или вот еще оружие Королевы Ланкрской Инси Вспыльчивой, которое за столетия пребывания на пыльных полках накопило достаточно силы, чтобы вселить уверенность в Маграт перед битвой с эльфами (на самом деле оружие и доспехи - это ерунда, фальшивка, вера и убежденность - вот что сделали их волшебными).
Магические зеркала, используемые Лили Ветровоск, тоже попадают в эту категорию. Ведьмы верят, что если встать между двух зеркал, то твое собственное могущество будет в несколько раз умножено твоими отражениями. Вообще, это довольно глупое народное поверье, которое по какой-то нелепой случайности оказалось правдой.
Однако наиболее интересным представляется случай с мечом Моркоу, члена Городской Стражи. Этот меч не был волшебным мечом. На нем не было никаких магических символов. Он даже не светился предупреждающим огнем в присутствии врагов или кого-либо еще. Но он на протяжении столетий использовался королевскими отпрысками, благодаря чему и приобрел весьма странное, едва уловимое магическое свойство - со временем он становился все более и более похожим собственно на меч - до тех пор, пока не стал одновременно и вещью, и символом вещи.
Волшебная Магия и Волшебники (Wizard Magic)
В наши дни местом расположения Незримого Университета стал Анк-Морпорк, Город Тысячи Сюрпризов, если верить путеводителю. В Незримом Университете существует восемь уровней колдовства и соответственно восемь волшебнических званий. Однако на Диске много и других школ волшебства, некоторые из них даже считаются тайными, и потому ничто не может помешать членам этих учебных заведений называть себя волшебниками аж девятого уровня, за исключением, правда, того небольшого обстоятельства, что при встрече с настоящим волшебником им грозит провести все свое дальнейшее существование около пруда в ожидании принцессы милого зеленого оттенка.
Магия волшебников обычно включает в себя всевозможные иллюзии, погоду, огненные шары и весьма редкое залатывание дыр в материи реальности. Основным магическим средством в их работе является посох, обычно около шести футов длиной с вошедшим в фольклор нехилым набалдашником на конце. Ежедневные ритуалы позволяют посоху накапливать энергию, которая впоследствии может быть быстренько израсходована на нужды волшебников или, наоборот, храниться в книгах с заклинаниями и оживать лишь путем произнесения специальных магических формул.
Надо заметить, что люди очень часто любят шутить про волшебнический нехилый набалдашник, и волшебники искренне недоумевают, с чем же это может быть связано.
Также уже давно стало аксиомой, что чем старше волшебник, тем меньше внимания и времени он уделяет видимой, или практической, магии. Время старших волшебников насыщено такими важными процедурами как сон, трапеза, состоящая, как минимум, из четырех внушительных блюд, управление Университетом, и в общем-то само волшебническое бытие.
А еще с тех пор, как Незримый Университет и Библиотека НУ стали вместилищем такого количества магии, что ее за глаза хватило бы для организации конца света, руководство Университетом было поручено уравновешенным и мудрым людям (ну, разумеется, исключая Казначея, который настолько же адекватен, как и столовая ложка, Декана, Профессора Современного Руносложения…)
А теперь поговорим о чудесниках. Чудесник - это восьмой сын восьмого сына, отец которого должен быть обязательно волшебником. В отличие от обычных волшебников, которые любят метать разнообразные цветные огни и огненные шары, уговаривая вселенную, чтобы в этот раз все получилось уже наконец-то именно так, как данный "метатель" и планировал изначально, чудесник необыкновенно сильный маг, волшебник, о котором пишут в сказках - в его силах остановить солнце, заставить море вскипеть, делать многие другие вещи, которые и предполагается делать настоящим волшебникам. Но вот что наиболее странно, так это результаты тех магических войн, которые велись еще в незапамятные времена, и которые показали всю невозможность сотрудничества, если в деле замешаны чудесники. В обществе нарастали страхи воскрешения чудесничества и как следствие всего, что с ним связано. Выходом явился целибат. Причем, надо заметить, что для многих достаточно возрастных волшебников целибат представлялся даже чем-то волнующим и захватывающим. Следует заметить, что целибат абсолютно никак не сказывается на магических способностях волшебников. Гравитации нет совершенно никакого дела до того, ведете ли вы праведный образ жизни или же напротив, к магии это не имеет ни малейшего отношения. В конце концов, Нянюшка Ягг тогда бы уже давным-давно стала бы прачкой, а не ведьмой.
Чудесник может быть побежден только другим чудесником. Это убеждение кочевало в народе на протяжении нескольких столетий, и только когда на Диске после долгого перерыва длиной в тысячелетие вновь появился чудесник, когда были использованы самые разнообразные магические средства, люди наконец осознали, что кирпич, если его засунуть в носок и ударить им как следует, тоже способен творить чудеса.
Ведьмовская Магия (Witch Magic)
В отличие от волшебников, ведьмы предпочитают более уединенное существование. Они всегда стоят на грани принятия решений. Решения принимают исключительно ведьмы, соответственно всем остальным принимать решения нет никакой необходимости, таким образом, им остается только молиться, чтобы никакие решения не принимались вообще. У ведьм не существует учебных заведений и иерархической системы. Достаточно необычный ведьмовский шабаш носит, как правило, неформальный характер и состоит из Матушки Ветровоск, Нянюшки Ягг и Маграт Чесногк, собирающихся на Ланкрской Горе, чтобы обсудить последние сплетни и поговорить о ланкрских делах. Кроме того, раз в год ведьмы обычно собираются еще и для специальных ведьмовских судов.
Когда ведьмы собираются вместе, вопреки всеобщему убеждению, они не устраивают танцы нагишом под луной, разве что Нянюшка Ягг, да и то не всегда. Ведьмы на самом деле имеют довольно древний и строгий моральный кодекс, исключая опять же Нянюшку, кодекс которой еще древнее, чем у всех остальных.
Ведьма обучается другой ведьмой, один на один, до тех пор пока преподавшая основы знаний не умирает или не покидает этот мир каким-нибудь другим способом. Это означает, что из поколения в поколение местность имеет возможность наблюдать успехи ведьм практически одного уровня мастерства. Основным сосредоточением ведьмовского ремесла является домик ведьмы, который может переходить опять же "из поколения в поколение" на протяжении столетий. Например, Домик Маграт (на данный момент заселенный новым неформальным членом общины - Агнессой Нитт) традиционно считался домиком ведьм, занимающихся исследовательской работой.
Другим существенным различием между ведьмами и волшебниками является отношение к книгам. Большинство ведьм умеет читать и писать, но несмотря на это, не придают особого значения книгам, волшебники же без Библиотеки Незримого Университета будут всего лишь толстяками в остроконечных шляпах.
Магические силы Матушки строятся на внушительных практических знаниях психологии ("головологии"), потрясающей упертости и твердой убежденности, что она всегда права, а также невероятном физическом могуществе, которому она не доверяет. Она уважаема, но нелюбима. Она предпочитает выглядеть так, чтобы внушать страх в души всех попадающихся на пути, считая, что тот, кто тебя боится, уже находится под твоей властью. Правда, вот, к сожалению, у Матушки чистая кожа и прекрасные зубы, которые к ее огромному огорчению даже не собираются в обозримом будущем выпадать. Она консервативна и придерживается мнения, что прогресс только помогает всему плохому случаться быстрее.
Нянюшка Ягг же, напротив, добродушный и дружелюбный человек. Из трех ведьм она, пожалуй, реже всех применяет свои магические способности - ее роль в большей степени сводится к этакому неформальному социальному работнику и полезному советчику.
Маграт Чесногк - неисправимо мила и открыта для всех новых веяний. Оккультные свечи, карты, загадочные философские идеи из всяких там за границ - она с радостью встречает все эти новые идеи, которые с поразительной быстротой заполняют все пространство ее мозга. Кроме того, Маграт обладает врожденным талантом к врачеванию травами, а еще как все маленькие безобидные зверьки, мгновенно вспыхивает, если ее задеть.
Все трое, как правило, выполняют обычную каждодневную работу (за исключением Маграт, о которой правильнее будет сказать, выполняла), которую ожидают от ведьм: акушерство, похороны (или сидение с больным и игра в карты, все зависит от серьезности случая) и народная медицина, взгляды на которую у трех ведьм заметно различаются. Маграт, например, дала бы больному определенный вид трав, который прошел испытание временем и зарекомендовал себя как наиболее эффективное средство против данного заболевания.
Нянюшка бы предложила крепкий спиртной напиток и посоветовала бы оставаться в постели, сколько душе будет угодно.
Матушка, как правило, оставляет больному небольшую бутылочку с яркой жидкостью и комментарием, что данное средство просто не может не помочь. Эффект на лицо.
Их жизненные принципы тоже, мягко говоря, немного расходятся. К примеру, Маграт: "Если это не причинит никому вреда или не произведет слишком много шума, или… э-э… ненужной путаницы, делай тогда что хочешь. Гм". Матушка: "Не делай то, что ты хочешь, делай то, что говорю тебе я". Нянюшка: "Немножко того, что сделает тебе хорошо".
Продолжая разговор о магии, следует заметить, что на Диске нет таких понятий, как черная или белая магия. Есть просто Магия, независимо от того, в какой форме она существует, и которая используется по усмотрению ее владельца. Утверждение, что на Плоском Мире магия делится на хорошую и плохую будет столь же "осмысленным" как и предположение о том, что существует плохая и хорошая гравитация (Хотя, конечно, если принимать во внимание субъективное мнение, сила тяжести, которая приводит к крушению самолета чуток так отличается от силы тяжести, не позволяющей всем предметам улететь и блуждать на просторах Вселенной).
Маги (Magicians)
Понятие, близкое по значению к понятию "волшебник", однако разница все-таки существует. Настоящие маги - это всего лишь люди, обладающие некоторыми магическими знаниями, с вызывающими бородами и кожаными заплатами на рукавах. Большинство из них - это провалившиеся студенты-неудачники Незримого Университета, которые тем не менее каким-то образом удержались на грани магической профессии, выполняя вполне обычную, но в то же время необходимую работу, как, например, установка оборудования, приобретение магических припасов и т.д. В целом, они выполняют так называемые функции "лаборантов" для волшебников.